Кому на рынке труда жить хорошо?

Другие статьи

20 апреля 2016

Разберемся, каким специалистам в условиях кризиса придется долго искать работу, а у кого из трудоспособных граждан есть шансы на успех в профессии.

По данным Минтруда численность официально зарегистрированных безработных в России на конец марта 2016 года составила 1 062 013 человек. Для сравнения отметим, что в первый месяц весны 2015 года эта величина была гораздо меньше – 1 000 404 человек.

О масштабах нынешнего затяжного кризиса можно судить по индикатору соотношения количества резюме на одну вакансию, размещенных за один и тот же период (как правило, месяц). В стабильные годы этот показатель находился в диапазоне 1,5- 3 резюме на одну вакансию. Если он переваливал по каким-то отраслям или профессиям за отметку 6-7, то можно было говорить, что в этих сферах есть некоторые трудности. Сегодня такой разброс является далеко не самыми плохим результатом. Например, среди юристов сейчас конкуренция более 27 человек на открытую должность.

При этом нельзя говорить и о резком снижении количества вакансий. Такое положение вещей наблюдается благодаря активности ритейлеров, которые периодически обеспечивают рынок вакансиями работников розничной торговли.

Кто пострадал больше всех?

Посмотрим, какие специалисты оказались менее востребованы в нынешние нелегкие времена.

По возрастным признакам. В незавидном положении оказались трудоспособные граждане старше 45 лет, а также молодежь до 23 лет. К слову, последняя категория пострадала особенно заметно: если год назад доля предложений о работе для людей, начинающих карьеру и не имеющих опыта, составляла порядка 17%, то теперь эта величина сократилась до 12%.

По отраслям. Более всего пострадали сотрудники банковского сектора и креативного сектора, в который входят медиа, реклама, PR, индустрия туризма и гостеприимства, консалтинг. Все шансы разделить их участь есть строительной и отчасти транспортной сфер. Тревожные тенденции наблюдаются и в ресторанном бизнесе: общепиты еще осенью 15-года отмечали, что на 35% упала средняя стоимость чека.

Производство особенно пострадало в восточных регионах страны, на Урале, в Сибири: где на крупных предприятиях прошли массовые сокращения.

По профессиям. Раньше всех, еще в 2014 году, на волне банкротств рухнул туризм. Но менеджеры по туризму до сих пор находятся в глубоком ауте - более 34 резюме на 1 вакансию. На данный момент в аутсайдерах оказался и офисный персонал, обеспечивающий функционирование бизнеса: бухгалтеры, экономисты, секретари, администраторы, HR-специалисты.

Мощнейший кризис поразил медиасферу. Основной причиной трудностей стало резкое падение печатных СМИ: начали сбываться прогнозы о неизбежной гибели газет, журналов и книг. Из-за этого тяжелые времена настали и для рекламщиков, маркетологов. К слову, в этой сфере происходит виртуальная трансформация профессий: маркетологи в авральном темпе овладевают навыками онлайн-продвижения и измерения аудиторий; оставшиеся без работы журналисты в лучшем случае могут претендовать на должность копирайтера, для написания текстов по СЕО-оптимизации. Наблюдаются признаки полной девальвации профессии журналиста: задача нынешнего автора — сконструировать текст на заданную тему, опираясь на употребление в нем слов и словосочетаний, благодаря которым сайт заказчика поднимется в верхние строки поисковых запросов.

Продолжить чтение статьи