Как правильно ругать подчинённых: пошаговое руководство

Другие статьи

7 апреля 2016

Руководитель обязательно должен давать своим подчиненным обратную связь. Если сотрудник работает на отлично - его необходимо поощрить. Если из рук вон плохо - отругать. О том, как правильно критиковать, в нашей статье. 

Менеджеры во всём мире редко хвалят и подбадривают подчинённых. Они считают, что если всё нормально — чего хвалить? Это абсолютно контрпродуктивная идея, но с ней мы разберёмся отдельно. Сейчас поговорим о том, как правильно критиковать и делать замечания.

Ваc лично когда-нибудь ругали (критиковали)? Думаю, да. Родители, учителя, начальство, супруг(а).

  • Что ты делаешь?!
  • Ты о чём думал?!
  • Брось! Положи!
  • Сколько раз я тебе говорил(а)?!
  • До каких пор…?!
  • Ты что, дура(к)?
  • И т.д. и т.п.

Мы с детства живём среди людей, которые главнее нас и чем-то вечно недовольны. И не ленятся и не стесняются немедленно об этом сообщить. Поэтому все мы отрастили защитную броню от этой постоянной критики. Иначе пришлось бы похоронить себя за плинтусом…

Вот как она работает:

  • Он(а) ругается, потому что плохое настроение. Успокоится — отстанет.
  • Я хороший (хорошая). Просто ко мне все придираются.
  • Сам дурак (молча).
  • Он(а) просто пытается показать, что Главнее меня. Ладно, вперёд!
  • Говори, что хочешь, а я Буду, Буду и Буду! Хотя бы из принципа.

Это прекрасно показано в сериале «Наша Раша», где гастарбайтеры Рафшан и Джумшуд обсуждают критику мастера: «Вы думаете, сэр, наш лидер действительно не доволен? — Да нет, просто он, как житель мегаполиса, поднимает самооценку за счёт таких затурканных азиатов, как мы».

И масса практических подтверждений, что не надо серьёзно относиться к критике. Моя школьная учительница, добрейший человек, её перевозили на новую квартиру всем классом, орала на нас на каждом уроке. А вместо двоек ставила «колы», чтобы потом переправить на четвёрки. Все были в курсе.

Естественно, во взрослой офисной жизни каждый сохраняет эту броню, как черепаха свой панцирь.

Отрицательные сигналы руководителя подчинённым необходимы. Если их не будет, подчинённые останутся в уверенности, что всё хорошо и нормально. И будут очень удивлены, когда Шеф в один прекрасный день заорёт: — «Всё! Надоел(а)! Уволить немедленно!». У менеджера истерика, а нам, HR, расхлёбывать. Давайте лучше приучим руководителей конструктивно и результативно критиковать подчинённых.

Есть Два Главных Принципа:

  • Целенаправленность. Критиковать подчинённых надо, если их поведение чем-то вас не устраивает, и вы хотели бы изменить его на такое, которое устраивало бы. И вы сами точно понимаете первый и второй варианты.

Продолжить чтение статьи